Знакомый незнакомец. Интервью с Айваром Ружей.

Знакомый незнакомец. Интервью с Айваром Ружей.

На первый взгляд «Локомотив» впадает в глубокую спячку на долгие месяцы межсезонья – нет толп людей и рева моторов, столь привычно наполняющих его в теплое время года. На самом деле и в это тихое время на стадионе за закрытыми дверьми кипит работа. Как в офисе, так и в мастерской, у хозяина которой я и побывал в одно морозное утро.

Имя Айвара Ружи известно, пожалуй, всем связанным со спидвеем в нашем городе людям. Уже 37 лет он является частью нашего клуба, занимаясь подготовкой техники, молодыми гонщиками и помогая команде во время гонок. При всей значимости своей роли для широкой публики он остается в тени, а на интервью и вовсе соглашается с трудом. Несмотря на это, открывая дверь мастерской Айвара, знаешь, что за ней ждет открытый и очень дружелюбный человек с отменным чувством юмора, разговор с которым всегда обещает быть содержательным.

- Заходи! – приглашает Айвар внутрь и тут же извиняется: - За выходные, пока не отапливал, стало очень холодно. Это техническое помещение, которое утеплять нельзя.  Сейчас подброшу дров в печку. На данный момент я завален работой. Пока ребята готовятся физически и на стадионе показываются не так часто, я занимаюсь их техникой, перебираю двигатели. – продолжает механик.

- Встреченный утром тренер рассказал, что с этого года в клубе произошли серьезные перемены в процессе подготовки молодежи.

- Кардинальные. Ранее мы сразу предлагали пятисоткубовые мотоциклы всем приходящим на тренировки. Но жизнь внесла свои коррективы в эту философию. Ребята по 14-15 лет не приходят. Возможно, в этом возрасте у них сейчас иные интересы, другая жизнь. Казалось, что «Золотой мопед» сможет привлечь внимание этой возрастной категории, но этого не произошло. Также часто ребята оказываются не готовыми к тяжелому труду, который ожидает их на спидвее, в том числе в «общении» с техникой. 

На стадионе, в основном, появляются совсем молодые ребята по 9-10 лет. Необходимо предоставить соответствующую им технику, что мы и сделали, закупив мотоцикл с объемом двигателя 125см3. Надеюсь, в скором времени мы сможем приобрести еще два таких же, расширив таким образом возможности тренировок этих парней.  

Очень хороший урок в этом плане нам показала Рига, где успешно функционирует детская школа спидвея, в которой упор делается именно на младшие классы, а о 500см3 они даже не помышляют. Вместе с интеграцией в нашу систему подготовки младших классов приходит еще одна проблема. Для этих мотоциклов нужны свои треки, ведь они, по сути, не предназначены для классического стадиона. Я лично имел возможность познакомиться с треком для 125см3 в Ченстохове, который находится совсем недалеко от главного стадиона Влукняжа. По размеру его можно сравнить, пожалуй, с хоккейной коробкой.

- Как организован тренировочный процесс для молодых гонщиков? Есть ли какие-то минимальные требования для начинающего, которые тот должен выполнить, а в противном случае будет отчислен?

- К каждому ребенку с нашей стороны необходим индивидуальный подход и терпение. Я не видел, чтобы новичок сразу выдавал результат, и глупо от него это ожидать, так как ребята разительно отличаются друг от друга. Взять хотя бы уровень изначальной подготовки – кто-то приходит с уже имеющимся опытом езды на мотоцикле, другой же умеет ездить только на велосипеде. Естественно, что мы не можем выставлять им одинаковые требования. В любом случае, парням требуется время на знакомство с мотоциклом, и мы стараемся обучить их азам езды. Те, кто смелее, уже к концу первой тренировки хотят газовать. Есть и более осторожные ребята, которые лишь со временем преодолевают свой естественный страх перед треком. Ни в коем случае мы не должны давить на ребенка, иначе он просто завалится, и мы получим серьезную физическую и глубокую моральную травму. Далее мальчишки должны учиться ехать вместе, и это также очень сложно психологически. Тот, кто держит газ на старте, вполне можем стушеваться при въезде в кучу сразу после него и закрыть газ.  Я также не встречал тех, кому сходу удавалось бы пройти вираж в занос. Обычно это происходит постепенно – сначала удается выход из него, затем получается с середины, и только потом полностью. Потом также встает вопрос психологии, так как ехать под забором решается далеко не каждый, даже взрослый гонщик. Есть те, кто инстинктивно падает внутрь, и хорошо, если как раз там тропа, однако если трек рабочий по всей ширине…

Я должен честно сказать, что тем, кто показывает результат, отдается предпочтение. Однако мы никогда, даже после серии тренировок, не можем сказать, настоящий ли гонщик перед нами. История нашей команды знает много примеров, когда сначала лучше ехал один, потом резкий прогресс переживал другой. Болельщикам все это известно и нет нужды упоминать фамилии. Поэтому мы никого не выгоняем, а продолжаем работать. 

-Насколько велика роль тренировок для молодежи в их становлении, как гонщиков?

- На тренировках можно обучить азам езды, как то управление мотоциклом, езда в занос или старт. В каком-то смысле тренировка в дальнейшем необъективно раскрывает гонщиков, так как они уже знают друг друга и прекрасно понимают, чего ожидать от своих товарищей. Поэтому лучшей тренировкой является гонка, где встречаются незнакомые гонщики, собираются зрители. А болельщик – это сила! Еще одна проверка на прочность для личности гонщика, так как совсем непросто выехать на трек перед большой аудиторией. Даже зрелые гонщики испытывают мандраж, подъезжая к старту перед многотысячной толпой! 

Невозможно обучить скорости реакции, умению чувствовать трек и просчитывать действия соперника. Именно гонки, где у тебя лишь минута на принятие правильных решений, являются местом, где можно чему-то научиться и где раскрывается талант. Поэтому каждая гонка BSL или DMPJ заменят множество тренировок. 

Именно в гонках ребята учатся езде на разных треках и быстрой настройке техники под них. К сожалению, и этому невозможно обучить, так как все очень индивидуально, начиная от выбора звезды и регулировки зажигания, заканчивая десятками других нюансов. Не может выехать условный Ханс Андерсен на пробу трека, а затем указать всей команде, какие настройки должны быть.  История знает примеры, когда механики, в прошлом замечательные гонщики, настраивали мотоцикл подопечного под себя, а молодой гонщик терялся и не понимал, что с этим мотоциклом делать.  

Механики – это отдельная и сложная составляющая успеха гонщика. Каждый должен собрать команду профессиональных и близких по духу людей, что бывает крайне непросто. Любая их недоработка в лучшем случае отразится на заработке, в худшем – может привести к травме. Хорошо, если удается найти ребят с техническим складом ума, которые быстро учатся, но бывает и так, что механик может только помыть мотоцикл и сделать еще какую-то мелкую работу. Я сам не работаю индивидуально, во время гонок помогаю в экстренных ситуациях всем, исправляю ошибки. С ними также необходимо выстраивать близкие доверительные отношения, ведь вместе предстоит ездить на выезды, жить в одной гостинице, ругаться во время гонок, когда все на взводе, а потом мириться и не затаивать обиду.

- Это – технический вид спорта, поэтому двигатель также играет большую роль, если не определяющую. Обеспечены ли молодые гонщики надлежащим образом?

- Я абсолютно согласен с тем, что техника должна быть подготовлена идеально. Для себя идеально! Ты не можешь просто так купить мотор Змарзлика и поехать, как он! Тюнеру перед началом работы необходимо очень многое узнать о гонщике – вес, рост, манера езды и множество других нюансов, чтобы мочь подготовить действительно боевой мотор для конкретного заказчика.

В «Локомотиве» никто не едет на «дровах». Для Колодинского, Матюшонка, Костыгова заказаны двигатели у мировых тюнеров, и они будут прекрасно подготовлены к сезону. Также пришло время пробовать в гонках Юхно, который тоже получит моторы высочайшего класса.

При этом я бы не стал считать двигатель определяющим фактором успеха, только одним из. Этой зимой, например, маленький Грег Лагута обогнал своего отца на льду, будучи на 85см3, в то время как Григорий ехал на «большом» мотоцикле. Мотор? Пер Йонссон в Торуни, в то время, когда ездил с Володей Воронковым, установил рекорд трека на мотоцикле, арендованном перед гонкой у одного из местных мальчишек. Мотор? Как-то в Быдгощи Гомульски-старший, Возьняк подняли вопрос о том, что механики не умеют готовить движки, а Голлобу отец делает все по-другому. Не вопрос! Они поменялись двигателями, и кто был впереди? Томек!

- Занимаешься ли ты тюнингом двигателей сам?

- Мы можем это делать на месте, однако отдаем предпочтение специалистам с мировыми именами, обладающими не мастерскими, а целыми лабораториями с программными станками. Сейчас в спидвей приходят инновационные технологии из других отраслей, требующие очень серьезного подхода, который я на месте не всегда могу обеспечить. В спидвейном двигателе очень много деталей, которые могут варьироваться. Например, вес коленвала обычно достигает почти 11 кг, но есть и облегченные варианты весом не более 9 кг. Естественно, что это оказывает серьезное влияние на характеристики. Степень сжатия камеры сгорания, которая, будучи высокой, делает мотор более резким, а будучи низкой – плавнее. Одних кулачков газораспределения более 30 видов и каждый год они совершенствуются. Цилиндры и поршни покрываются керамикой, что очень дорого, но оказывает влияние на скольжение, а потому процедура ценится в среде гонщиков. Вариантов настроек невероятное количество, все это должно быть просчитано на компьютере, хотя и тот не всегда в состоянии учесть все детали.

На этом наш разговор подошел к концу. Поблагодарив Айвара за содержательные ответы, я оставил его наедине с, подошедшими в тот момент,  гонщиками.

Мастерская Локомотива

Мастерская Локомотива

Мастерская Локомотива